Николай Эллерт

1845 - 1901

Николай Людвигович Эллерт родился в 1945 году. Точные дата и место рождения неизвестны. Вероятнее всего он родился на территории южной части современной Украины в одном из поселений немецких мигрантов. По национальности его предки скорее всего были швабами и появились на территории Российской Империи во время переселения немцев. Ряд источников указывает на дворянское происхождение Николая Эллерта.

Что известно о родственниках Николая Эллерта? Очень не много. Его отец Людвиг Яковлевич служил в армии ветеринарным лекарем в период с 1842 по 1867 год. Брат Николая Эллерта Александр жил в Москве в немецкой слободе, служил на почте помощником экспедитора в отделении приема и выдача иностранной корреспонденции. Александр Людвигович, как и Людвиг Яковлевич, был коллежским асессором, 8 класс Табели о рангах. Еще одним родственником, правда дальним, был театральный декоратор Иван Федорович Савицкий.

В каком году и при каких обстоятельствах Николай Эллерт переехал в Москву - неизвестно. Скорее всего, причиной стала традиция швабов, по которой старшие дети уезжают от родителей по достижении определенного возраста. С родителями оставался младший ребенок, он же получал наследство. Так как Николай и Александр покинули родительский дом, то напрашивается вывод о наличии у них младшего брата или сестры.

О детстве и юности Николая Эллерта ничего не известно. Во второй половине 60х годов он работает декоратором в различных театрах Петербурга и Москвы. В ходе работы Николай Эллерт придумывал костюмы для актеров, внешний вид занавеса и различных декораций. Этот период творчества Николая Эллерта оставил огромное количество рисунков. Отличительной особенностью его театральных работ был переход от общепризнанного романтизма к реализму. Эллерт стал одним из первых театральных дизайнеров, кто придавал огромное значение исторической достоверности. Если действия театральной постановки происходят во времена Ивана Грозного, то костюмы актеров должны соответствовать данной эпохе. Так, в 1867 году Николай Эллерт работал над декорациями для постановки оперы Александра Серова «Рогнеда». Во время создания костюмов и декораций для данной оперы, Николай Эллерт посещал Киев и использовал фрески Софийского собора.

Одновременно с этим Николай Эллерт периодически посещает Звенигород, а точнее Саввинскую слободу, где берет частные уроки живописи у Льва Каменева. По мнению искусствоведов именно Лев Каменев привил Николаю Эллерту (а также И.Левитану и братьям Коровиным) любовь к пейзажу. В 1875 году под влиянием своего учителя Николай Эллерт принял решение о поступлении в МУЖВЗ. Во время учебы он периодически посещал своего первого учителя живописи. Вместе с ним ездили Исаак Левитан, братья Константин и Сергей Коровины, Адриан Сильверсван.

В декабре 1874 года произошел сильный пожар в Казанском городском театре. Практически немедленно была создана «Комиссия по отстройке театра» и начались работы по его восстановлению. В мае 1875 года Николай Эллерт переехал в Казань и возглавил работы по обустройству сцены. К сожалению, новый театр не дожил до наших дней. В 20е годы XX века его уничтожил сильный пожар. Несколько лет о театре напоминало пепелище. Во время одного из субботников его не убрали.

В 1975 году Николай Эллерт поступил в МУЖВЗ в качестве вольнослушателя. Главное отличие учащегося от вольнослушателя заключалось в том, что вольнослушатель сам платил за свое обучение. Так же вольнослушатели были освобождены от посещения занятий по общеобразовательным предметам.

В МУЖВЗ Николай Эллерт попал в класс Алексея Саврасова. Алексей Саврасов не старался переучить упрямого левшу писать работы правой рукой и отмечал тщание в учёбе, отдачу и любовь Николая Эллерта к изображаемому материалу. В 1879 году Николай Эллерт написал пейзаж "Полдень". Данная работа настолько понравилась руководству училища, что они направили в Совет Московского художественного общества ходатайство о награждении Николая Эллерта большой серебряной медалью и приеме в число учащихся. В формулировке имелась следующая характеристика Николая Эллерта: «принимая во внимание продолжительную его деятельность и выдающееся дарование». Данное ходатайство было отклонено. Малую серебряную медаль Николай Эллерт получил лишь в 1881 году за этюды и эскиз композиции "Иаков благословляет детей Иосифа". Помимо этого он получил денежное вознаграждение от МУЖВЗ. В 1882 году эскиз «Летний вечер» был утвержден для написания картины на большую серебряную медаль. Для этого Николай Эллерт вновь получает денежное вознаграждение от МУЖВЗ. В 1883 году за картину «Табун» он был награждён большой серебряной медалью. Это также означало присвоение Николаю Эллерту звания классный художник третьей степени и четырнадцатого класса табели о рангах.

Продолжая рассказ о годах учебы Николая Эллерта нельзя не упомянуть об ученических выставках. В начале каждого года в здании МУЖВЗ проходили выставки ученических работ. На них приезжали известные коллекционеры, критики, известные личности. Николай Эллерт выставлял свои работы на ученических выставках начиная с 1878 года.

В 1880 году после посещения ученической выставки известный критик Александр Урусов писал:

«не ученическим чувством и отношением к природе видимой отличаются картины Эллерта, Коровина, Левитана и Светославского… Это уже мастера, почти вполне завладевшие предметом, богатые сознательным чувством, вкусом и владеющие энергетическою, своеобразною кистью».

В том же году Павел Третьяков писал художнику Ивану Крамскому:

«В настоящее время в Московском училище есть несколько талантливых учеников: по историческому жанру Ланской, Лебедев, Янов, Коровин, по пейзажу — Светославский, Эллерт, Левитан…».

В 1881 году критик «Современных известий» отмечал:

«В отделе живописи пейзажной владычествуют гг. Эллерт, Коровин, А.Сильверсван, Светославский, Левитан…».
«Мимо этой картины (имеются ввиду работы учеников А. К. Саврасова) не пройдешь; над этой картиной не заплачешь, не засмеешься, а задумаешься. Господи, какая ширь, какой простор, а как-то тесно чувствуешь в груди».

Учащиеся МУЖВЗ как правило снимали себе жилье в одном доходном доме. Некоторое время вместе с ними жил писатель Антон Чехов. Дело в том, что его брат Николай был учащимся МУЖВЗ. В 1883 году Антон Чехов так писал об учащихся МУЖВЗ:

«Делаются они знаменитостями тотчас же при переходе в натурный класс. О них кричат, пишут о них в газетах московских и питерских, покупают их картины, но получают они медальку и — все погибло. На середине пути стушевываются и исчезают, исчезают бесследно... Где Эллерт, Янов, Левитан?"

Заканчивая период учебы Николая Эллерта, стоит упомянуть воспоминания его друга Константина Коровина. Он отмечал, что одним из лучших учеников в МУЖВЗ был Николай Эллерт. Художник Михаил Яровой отмечал, что в конце семидесятых в училище «знаменитыми были Эллерт, Светославский и Левитан».

Очень важным годом в жизни Николая Эллерта стал 1883 год. Именно в 1883 году он написал картину «Табун», за которую он был награжден Большой серебряной медалью. В 1884 году эта картина была показана публике на XII выставке передвижников, а в 1886 году ее приобрел в свою коллекцию Павел Третьяков. В дальнейшем Николай Эллерт участвовал в выставках передвижников еще 4 раза:

  • 1887 год выставка № 15 картина «Пчельник»;

  • 1888 год выставка № 16 картина «Возвращение с пастбища»;

  • 1891 год выставка № 19 картина «Волга в полую воду»;

  • 1892 год выставка № 20 картина «Полдень».

В 1884 году помимо участия в XII выставки передвижников, Николай Эллерт выставил ряд работ на различных выставках, в том числе на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). Как таковое его сотрудничество с МОЛХ началось 19 февраля 1883 года, когда за эскиз «Закладка Успенского собора» Николай Эллерт получил на краски десять рублей серебром. Изначально Николай Эллерт выставлял свои работы на выставках МОЛХ в качестве экспонента. В 1886 году Николай Эллерт принят в число постоянных членов МОЛХ. В дальнейшем он принимает участие во всех выставках, вплоть до 1896 года. В конце 1895 – начале 1896 года прошла XIV выставка МОЛХ. На ней Николай Эллерт выставил картину «Осень», которая была приобретена для Музея Императорской Академии художеств.

В феврале 1893 года и марте-апреле 1894 года бывшие учащиеся МУЖВЗ провели «Выставки московских художников». В 1896 году они образовали Московское Товарищество Художников (МТХ). Начиная с 1893 года Николай Эллерт выставляет свои работы на выставках МТХ (в качестве экспонента). В 1894 году его принимают в члены товарищества.

Еще одним важным направлением в творчестве Николая Эллерта были рисунки. В наши дни любой может найти в интернете картину любимого художника и распечатать ее на холсте. В конце XIX века увидеть картины известного художника можно было лишь на выставках. Именно поэтому многие типографии выпускали альбомы с рисунками. Многие из таких альбомов выпускались с благотворительной целью, что привлекало к их созданию художников высокого уровня. Цветная печать в то время была очень дорогой, поэтому художники вынуждены были создавать черно-белые вариации своих произведений. Николай Эллерт создал огромное множество черно-белых рисунков для альбомов с рисунками. Существуют так же альбомы рисунков, создаваемые в качестве подарка кому-либо из меценатов. Рисунки в таких альбомах создавались художником лично.

Наиболее продуктивным периодом в творчестве Николая Эллерта стало начало 90х годов. В этот период он много работает и много выставляется. В этот период он пишет свои самые известные произведения: «Осень», «В избе», «Облачный день».

В 1897 году Николай Эллерт потерял зрение и уже не мог работать. Со временем за неучастие в выставочной деятельности его исключили из числа членов МОЛХ и МТХ. Большую поддержку Николаю Эллерту оказал один из основателей МТХ Василий Мешков (отец). Он использовал Николая Эллерта в качестве натурщика во время написания картин «Ослепший художник» и «Тяжелая дума». Николай Эллерт умер 22 июля 1901 года в Москве.

Говоря о творчестве Николая Эллерта нельзя не упомянуть его взаимоотношения с коллекционерами. Как говорилось ранее, Павел Третьяков приобретал картину Николая Эллерта «Табун». Это не единственная его покупка. Так Павел Третьяков приобрел картину «Перед грозой».

Искусствовед Алексей Сидоров приобрел в свою коллекцию, а позже подарил Третьяковской галерее «Пейзаж с церковью», «пейзаж с рыбаком», а также этюд «Натурщик в рыцарских доспехах».

Меценат и коллекционер Владимир Гиршман приобрел в свою коллекцию картину «Вечер на пруду».

Еще один частный коллекционер Никанор Васильев приобрел картину «Облачный день». Вскоре после этого, его дом был передан городу и стал музеем.



Все картинки взяты из открытых источников интернета.
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.